ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.
Н.Е. Потапова, учитель СБО,
Бейская специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида
СБО (социально-бытовая ориентировнка) - это специальные коррекционные занятия, направленнные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение обнщего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.
Школьники получают элементарные экономические знания стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования уснлугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий Ч формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.
Первоочередная цель СБО Ч формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
╖ каждому ученику специального (коррекционного) учреждения независимо от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курнсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
╖ реализовать методы интегрирующего обучения, прендусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного; систематизировать, формировать и совершенствонвать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда; организовать и использовать бригадные формы обунчения во всех видах практических занятий, экскурнсиях, тренировочных упражнениях, межпредметнных связях;
╖ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированнно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воснпитания умственно отсталых детей определяют организацинонные методы и формы их решения, которые подчинены диндактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при проведении уроков социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:
♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;
♦ систематичности и последовательности;
♦ связи обучения с жизнью;
♦ коррекции в обучении;
♦ наглядности;
♦ сознательности и активности учащихся;
♦ индивидуального и дифференцированного подхода;
♦ прочности знаний, умений и навыков.
В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, однако не всегда развитие связано с коррекцией. Для развития умственно отсталых детей необходимо обучение их в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимы условия, учитывающие их психофизические возможности.
Несмотря на элементарный уровень знаний, который необнходимо усвоить умственно отсталым школьникам, он должен быть научным и соответствовать объективным научным теонриям, фактам, законам.
Принцип научности тесно связан с принципом доступноснти, который предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. Как известно, учебные возможности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида весьма различны. Это объясняется неоднородностью и различной степенью проявнления основного и сопутствующего дефектов. Поэтому приннцип доступности здесь имеет некоторое своеобразие: с одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения пронграммного материала учащимися, с другой Ч определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повыншения уровня усвоения программного материала.
Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарнность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельнонсти. Знания, которые ученики приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, а значит более успешно применять на практике. В этом и заключается сущность приннципа систематичности и последовательности.
Систематичность предполагает преемственность в процеснсе обучения: обучение в старших классах строится на прочнном фундаменте, который закладывается в младших. Исходя из принципа систематичности и последовательности, перехондить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатываетнся в данное время.
Принцип связи обучения с жизнью, как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой оринентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Специальные (коррекционные) учреждения VIII вида Ч это в основном учреждения иннтернатного типа, и в них существует потенциальная опасность определенного обособления детей от окружающей жизни.
Главный показатель успешности коррекционной работы Ч уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебнных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоянтельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданния, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вынвод о качестве работы.
Привлечение различных наглядных средств в процессе уснвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип наглядности.
Сущность этого принципа Ч в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступнным овладение абстрактными понятиями. Учитель всегда обянзан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предментов и явлений.
Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:
♦ обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравннивать, выделять существенные признаки предментов и явлений, отражая их в речи;
♦ обеспечение перехода созданных предметных обранзов в абстрактные понятия;
♦ использование абстрактной наглядности для форминрования конкретных образов предметов, явлений и действий.
Придерживаясь этих этапов, учитель добивается осознаннного усвоения детьми учебного материала. Принцип сознантельности и активности Ч один из наиболее важных в спенциальной (коррекционной) школе VIII вида. В процессе сознательного усвоения материала происходит более интеннсивное развитие умственно отсталых школьников.
Принцип индивидуального подхода Ч один из важнейших в специальной педагогике. Его сущность состоит в учете инндивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход уканзывает на необходимость всестороннего изучения учащихся и разработки соответствующих мер педагогического воздейнствия с учетом выявленных особенностей.
Неоднородность имеющихся дефектов у учеников класса требует использования индивидуального подхода независимо от их успехов в учебе. Успевающим ученикам можно дать донполнительное задание даже сверх программных требований. Также среди учеников класса можно выделить группу детей, имеющих типические особенности. Учет типических особеннностей происходит в процессе дифференцированного подхода.
Результаты обучения отражаются в принципе прочности усвоения знаний, умений и навыков, сущность которого в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниянми, умениями и навыками, которые могут быть использованны в дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельнности. Этот принцип тесно связан с принципом сознательности и активности учащихся в обучении, так как прочными могут быть только осознанные знания. Главное средство достиженния прочности знаний Ч повторение. В программах специнальной (коррекционной) школы VIII вида повторению отвендено большое количество времени, как основе всей учебно-воспитательной работы.