Развитие личности подростка через детские общественные объединения
Черноусов Александр Сергеевич
В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. Вместе с тем вовлечённость детей и молодёжи в общественное движение остается низкой и существует проблема занятости детей во внеурочное время. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодёжи увеличило безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10 -12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодёжной среды снизила возрастной порог преступности среди подростков. Во многом это происходит потому, что происходит нарушения в жизнедеятельности семьи; дети мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага. Поэтому изучение влияния детских общественных организаций на развитие личности подростка является актуальным вопросом в современном обществе.
Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов. Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.[1]
Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей.
Детские и молодежные объединения — это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности.
Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами общества; возникновения чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивном примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни. И вот в этот период жизни подростка нужно выявить его интересы и повести за собой в то детское молодежное объединение, где он сможет реализоваться.
Наше детское общественное объединение «Крези-Денс» было организовано по инициативе подростков, которую я с удовольствием подхватил. Но современный уличный танец – это не набор модных движений, которыми самостоятельно овладели ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитывать личность.
Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений, решает задачи эстетического и духовного развития в воспитании детей. А музыка и движение даёт возможность эмоционального и физического развития, что становится особенно важным при существующей проблеме здоровья подрастающего поколения. И к тому же, понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. [2] Поэтому каждое занятие мы начинаем с разминки, которая состоит из упражнений развивающие и укрепляющие все группы мышц. Такая разминка очень хорошо разогревает и подготавливает детский организм к физическим нагрузкам в изучении движений и трюков уличного танца. В ходе занятия мы так же используем разнообразные и доступные движения классического и народно-сценического танца, элементы акробатики и актерского мастерства.
Современные уличные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью. Изобретательность отнюдь не означает уменье "наворачивать" эффекты, поражать детей и зрителей какими-то сложными танцевальными элементами и трюками. Хореографическая изобретательность выражается в индивидуальной интерпретации языка движений, в его умении конструировать и создавать индивидуальный мир, т.е. многообразие альтернативных видений хореографической постановки. В результате создается сценический номер, который имеет идею, музыку, ритм, рисунок, образно-художественную форму, т.е. все те средства хореографии, которые необходимы для создания хореографической постановки.
В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотрудничеству. Они получают творческое задание, которое провоцирует их на поиск адекватного выражения в движении. В процессе этого у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. И, конечно они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. На занятиях широко используем коллективные и индивидуальные методы работы с детьми, такие как метод погружения в образ, показ видеоматериала. Занятия нашего объединения позволили его участникам эмоционально раскрыться, повысить технику исполнения и актерского мастерства.
Со временем наше стремление заниматься современным уличным танцем, превратилось не только в любимое занятие, но и в гражданскую позицию. Мы систематически принимаем участие во всех праздничных концертах и тематических мероприятиях села и района, выезжаем на республиканские конкурсы и фестивали, где занимаем призовые места. Помимо этого вся группа принимает участие в жизни села, а именно в волонтерском движении по благоустройству села, в благотворительных концертах, молодежных форумах и т.д. Все эти мероприятия воспитывают в подростках силу воли, настойчивость, целеустремленность, различные творческие способности, дух коллективизма, сплоченность и инициативность, готовность помочь нуждающимся. У ребят появляется положительный взгляд на окружающий их мир, стирается негатив, и отношения становятся добрее, когда они чувствуют себя личностью значимой для общества.
Итак, наше детское общественное объединение «Крези-Денс имеет большое воспитательное значение:
· социальное воспитание детей, в котором интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации;
· разумно организованный досуг детей – в среде их жизнедеятельности, в социуме, в котором ребёнок реально проявляет себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; получает опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
· эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально - нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
· мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства» - самого ценного в жизни растущего человека.[3]
Список литературы:
1. Алиева Л.В. детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума.// Педагогика.-2000.-№7. с.50.