на главную      назад

презентация

Словарная работа на уроках СБО.

 

Н.Е. Потапова, учитель СБО,

Бейская  специальная (коррекционная)

школа-интернат VIII вида

 

 Слово является основной единицей языка. Л.В.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.

Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.В.Выготский отмечал, что мысль не выражается, но совершается в слове, т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что слово выполняет познавательную функцию, т.к. развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и др. психических процессов. Вот почему работа над словом имеет серьёзное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребёнка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей :  ограниченность  словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным,  выделяются следующие задачи работы  над словом на уроках СБО:

1.   Обогащение словаря.

2.   Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3.   Активизация словаря.

Существуют некоторые общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе:

1.   Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов 2-3, для учащихся старших классов 3-5.

2.   Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

3.   Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств, при активном участии детей; затем слово ещё раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается.

Существует  несколько способов объяснения нового слова. В работе с умственно отсталыми детьми наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств; показ соответствующих предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом уроке, так и на экскурсии.

Весьма действенным словесным приёмом объяснения значения слова является включение его в доступный пониманию детей контекст.

4.   Объяснение значения слова это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова  в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

5.    При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать ситуацию, которая задаётся учителем и разбирается на уроке.

6.   Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения.

Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам, новая информация ложится в памяти детей мёртвым грузом или же быстро забывается.   

 

Методы работы над правописанием трудных слов

1.   Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

2.   Чтение слова учителем.

3.   Объяснение значения слова (учителем или детьми).

4.   Работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы,  подбор проверочного слова).

5.   Запись слова в тетрадь.

Виды словарных работ

1.   Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

2.   Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

3.   Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

4.   Составление рассказа из группы словарных слов (посуда, сервиз, блюдо).

5.   Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).

6.   Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).  

7.   Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (листовой, байховый, гранулированный сорта чая. ).

8.   Придумывание словосочетаний со словарными словами (блюдо большое, пассажирский автобус, легковой автомобиль).

9.   Заменить одним слово (человек, который управляет трактором тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога шоссе).

10.               Данные слова заменить по смыслу другими (группа коллектив, магазин универмаг, перерыв антракт, врач хирург, друг товарищ).

11.               Заменить синонимами (водитель шофер)

12.               Закончить предложение (В овощном магазине можно купить...).

 Литература

1.   Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320 с. (Коррекционная педагогика).

2.   Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 14 классах вспомогательной школы. М., 1991.

3.   Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.

4.   Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

5.   Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей: Русский язык. М., 1990.

 презентация

на главную      назад

 

Сайт управляется системой uCoz