назад

Изонить как средство коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Фокина Н.В.

воспитатель Бейской

 специальной (коррекционной)

 школы – интернат VIII вида.

                            Цель прикладного искусства состоит в том,

                    чтобы «одушевить силою художества»

                 предмет материального назначения,

                                 дать ему смысл, сделать его привлекательным.

                                     Прикладные искусства преображают саму жизнь,

                                        заменяя существовавшие до них нехудожественные

                 вещи – художественными, тем самым

                                 формируя сознание, духовный облик человека.

А.Б.Салтыков

       Быстро, красиво, с минимальными затратами, а самое главное: получается сразу и у всех! Заинтриговала? Все очень просто – это нитяное кружево или изонить.     Я думаю, что многие со мной согласятся; дети любят, чтобы результат его работы был как можно скорее виден и осязаем. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

        Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.         

       Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в коррекционной  работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, зная,  особенности наших детей, которые имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально – волевой сферы, позволяет эти недостатки коррегировать.

        Впервые мы попробовали работать в технике изонить со своими воспитанниками в 5 классе в 2005 году, Было предположение,  что нашим детям с ограниченными возможностями здоровья работать с этой техникой будет сложно, но  ошиблись. На первых же занятиях дети проявили большой интерес.

        Работа в технике изонить развивает у детей с ограниченными возможностями здоровья наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяет круг знаний; повышает интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление воспитанников об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

      Работа над любой поделкой, требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков.

       Техника изонить требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, оттачивается точность.

      Работы в технике изонить способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.
       Изонить привлекает детей своими результатами. Воспитанники  испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.        

        Свою работу  планирую в рамках школьной программы по эстетическому воспитанию.

    Форма организации работы:

   ─ воспитательские часы;

   ─ кружковая работа;

   ─ дополнительные индивидуальные занятия.

   Формы работы:

  ─ индивидуальная;

  ─ групповая;

    ИЗОНИТЬ  -  это очень увлекательное занятие, доступное людям любого возраста. Выполняется быстро и аккуратно с первого раза, есть, где  разгуляться  фантазии.

     Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов:

─  сравнить все виды;

─  рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне;

─ сравнить лицевую сторону с изнанкой;

─ отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне;

─ познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью, показать, как ими пользоваться;

─  приступить к выполнению простейших рисунков в технике изонить вместе с детьми, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие.

    Воспитатель не должен выполнять работу за ребенка. Он советует, напоминает, о чем говорилось ранее, задает вопросы, показывает приемы на своей работе.

   Большое значение имеет пример сверстника. Можно посоветовать обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится.

     Нужно обязательно хвалить ребенка, даже за самый незначительный успех, вселять в него уверенность, в то же время приучать к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

  Система работы по эстетическому  воспитанию в технике «Изонить».

 

Срок обучения

Цели и задачи

Методы работы

Практическая работа

В конце года воспитанники должны….

1-й год (5класс)

-Познакомить с техникой изонить, научить технике работы с изонитью (заполнение угла), научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

-Научить владеть иголкой, ниткой.

Познакомить с правилами безопасного владения: иглой, ножницами, клеем.

Развивать цветовое восприятие.

Развивать активный и пассивный словарь воспитанников.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Воспитывать эстетический вкус

Словесные – рассказ, беседа, инструктаж.

Демонстративные  - показ образцов работ, репродукция картин.

Практический.

Аналитический – наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ.

Игровые.

Гриб, домик, ваза, птица, парус, морковь, рыбка, закладки, зонт, клоун.

знать─технику безопасности;

─ правила работы в технике изонить;

─ пространственное расположение на листе;

─ лицевую и изнаночную стороны изделия;

─ точку отсчета. уметь─выполнять углы в технике изонить;

─ пользоваться иголкой, ниткой;

─ориентироваться на плоскости;

─ работать с линейкой, трафаретом.

 

2-ой год (6класс)

-Научить выполнять окружности в технике изонити, составлять сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы

-Познакомить  с правилами и последовательностью работы над окружностями.

Закрепить приобретенные знания безопасного пользования: иглой, ножницами, клеем.

Развивать умение подбирать нитки по толщине и цвету.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Воспитывать эстетический вкус.

Словесные – рассказ, беседа, инструктаж.

Демонстративные  - показ образцов работ, репродукция картин.

Практический.

Аналитический – наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ.

Игровые.

Мячик, солнышко, шары, колобок, петушок, снеговик, цыпленок.

знать─ технику безопасности;

─ правила работы в технике изонить;

─ различать толщину ниток. Уметь─пользоваться иголкой, ниткой, трафаретом;

─ выполнять окружность в технике изонить;

─ составлять композиции из окружностей и углов;

─ анализировать образец и выполненную работу.

 

3-ий год (7класс)

- Выполнение завитка, дуги в технике изонить, составление сюжетных композиций, используя разные по величине окружности, углы, завитки и дуги.

- Познакомить с правилами и последовательностью работы над завитком и дугой.

Закрепить приобретенные знания безопасного пользования: иглой, ножницами, клеем.

Продолжить дальнейшее изучение цветовой гаммы и сочетание цветов.

Развивать мышление, обогащать словарный запас;

Воспитывать эстетический вкус.

Словесные – рассказ, беседа, инструктаж.

Демонстративные  - показ образцов работ, репродукция картин.

Практический.

Аналитический – наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ.

Игровые.

Перо, улитка, жар-птица, морозные узоры,  цветы, парашют, волна.

знать  ─ технику безопасности;

 ─ правила работы в технике изонить;

 ─ цвета и оттенки.

Уметь -пользоваться иголкой, ниткой, трафаретом;

 ─ выполнять завиток и дугу в технике изонить;

 ─ составлять композиции из завитков, дуги,  окружностей и углов;

─ анализировать образец и выполненную работу.

 

4-ый год (8класс)

-Закрепление полученных  знаний, умений, навыков, научить вводить дополнительные нити в виде длинных штрихов,  воспитание у воспитанников эмоционально-положительного отношения к собственным работам.

-Дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью.

Закрепление приобретенных знаний безопасного пользования: иглой, ножницами, клеем.

Развитие доказательной речи в процессе анализирования образцов.

Развитие цветного восприятия, эстетического вкуса.

Воспитание аккуратности, терпения, усидчивости

Словесные – рассказ, ьеседа, инструктаж.Демонстративные  - показ образцов работ, репродукция картин.

Практический.

Аналитический – наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ.

Игровые.

Парусник, лебедь, конь, звезда, бабочки, одуванчики, белочка, геометрические орнаменты.

безопасности;

 ─ правила работы в технике изонить;

 ─ цвета и оттенки;

─пространственное расположение фигур на листе.

уметь─пользоваться иголкой, ниткой, трафаретом;

 ─ выполнять углы, окружности, завитки и дуги в технике изонить;

 ─ составлять композиции из углов, окружностей, завитков, дуги;

 ─ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, середина, центр, вершина, край);

 ─ различать толщину ниток, изнаночную и лицевую     стороны изделия;

 ─ подбирать цвет к фону;

 ─ анализировать образец и выполненную работу.

 

     

     Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок творческих работ воспитанников (см. Приложение 1), участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

   Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для детей с ограниченными  возможностями здоровья.

   Техника изонить способствует процессу формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья творческого воображения, образного, логического мышления, памяти, восприятия, внимания, речи; волевых качеств, что благотворно сказывается на формировании личности ребенка.

 

Литература

 

1.     Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 88 с.

2.     Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. – 48 с.

3.     Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. / Под ред. Е.Д.Худенко. –. М.: АРКТИ, 2005. – 312 с.

 

                                                                                         

 назад

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz